Заповеди семейного воспитания

1. Принимайте ребенка таким, каков он есть.

Природа создает детей очень прихотливо и сложно, перемеши­вая в наследственном генном наборе ребенка качества и свойства многих десятков и сотен его предков, а не только прямых родителей. Поэтому в одной и той же семье могут родиться и красивые, здоровые, умные дети, и дети, прямо противоположные первым. Только дея­тельная любовь родителей поможет одним сохранить и развить свою красоту, ум и здоровье, а другим - скорректировать свои природные недостатки и превратить их в достоинства.

2. Никогда не приказывайте из прихоти.

Непрестанно вмешиваться в жизнь ребенка опасно. Изводить малыша по пустякам  - значит оглупить его: вскоре он не сможет отли­чать мелочь от серьезного проступка. Но нельзя и игнорировать про­ступки, ибо ребенок несможет выработать у себя понимание их нега­тивных последствий. Ребенку полезно испытать горечь ошибок и чув­ство вины за проступок, чтобы научиться отличать первое от второго и впоследствии не бояться ошибок и избегать проступков.

3. Не принимайте решения в одиночку.

Принимать решения можно лишь при достижении между родите­лями единогласия. Отец и мать в равной степени обладают правом вето. Когда дети достигнут школьного возраста, следует и их включить в обсу­ждение семейных дел. Постепенно они должны получить право не только совещательного, но и решающего голоса в семейном совете.

4. Собственное поведение родителей - главный фактор в воспита­нии детей.

Особенно вредны шумные и бурные скандалы в семье: от них дети страдают даже больше, чем взрослые. Личный пример - лучший способ объяснения. Трудно запретить взрослеющему ребенку не ку­рить, если его отец курит. Нельзя добиться аккуратности от девочки, если сама мама неопрятно и безвкусно одевается.

Вот что писал об этом Лев Толстой: «Воспитание представляется сложным и трудным делом только до тех пор, пока мы хотим, не воспи­тывая себя, воспитывать своих детей... Если же поймешь, что воспиты­вать других мы можем только через себя, то упраздняется вопрос о вос­питании и остается вопрос жизни: как самому жить? Если отец, мать оде­ваются, едят, спят умеренно и работают и учатся, то дети бделать... воспитание сводится к тому, чтобы самому жить хорошо, т.е. самому двигаться, воспитываться; только этим люди влияют на других, воспитывают их, и тем более на детей, с которыми они связаны».

5. Говорите обо всем без боязни и сохраняйте доверие к тому, кто задает каверзные вопросы и противоречит вам.

Разговаривайте с детьми, вызывайте их на обсуждение вашей работы, домашних дел, денег, предстоящего отпуска. Спорьте, но уважительно и сохраняя при этом доброе отношение к детям. Радуй­тесь тому, что у них возникают собственные взгляды, свои убеждения, пусть они будут отличными от ваших, лишь бы они были разумными. Умейте признавать свою неправоту. Семья - первый опыт приобще­ния ребенка к социальной жизни.

6. Не допускайте излишеств в подарках детям.

Часто дети, соблазнившись рекламой, просто осаждают нас прось­бами. В результате родители разучиваются им отказывать, хотя отказ приносит больше пользы, ибо учит отличать необходимое от излишнего. Излишество в подарках приучает детей к иждивенчеству по отношению к обществу. Общество не делает подарков - их надо заработать.

На это обращал особое внимание и В.А. Сухомлинский. Он ука­зывал, что, как только ребенок открыл глаза, как только осознал себя, ему постоянно чего-то хочется. Потребности - двигатель человече­ской жизни. Из потребностей вытекают желания. Но человек, не нау­чившийся в детстве управлять своими желаниями, не переживший их нравственной оправданности и обоснованности, становится социаль­но ненадежным, он вступает в конфликт с общественными требова­ниями. Нежелание учиться приходит к тем, кого в детстве бездумно кормили потребительским счастьем. А потом приходит еще более страшное бедствие - нежелание трудиться.

Следует понять, что современный кризис, который переживает человечество, вызван тем, что люди не научились регулировать свои потребности, блокировать те из них, которые ведут к экологическому и нравственному кризису.

7. Объясняйтесь, когда нужно преодолеть какие-то трудности, все делайте сообща.

Обязанности в семье необходимо распределить. Мать не долж­на быть слугой в доме. Важно приучить детей к чистоте в раннем дет­стве. Нужно установить определенные правила уборки и всей семьей четко им следовать.

Режим дня должен быть целесообразным, разумным и в ваших глазах, и в глазах ребенка. Если вы требуете, чтобы дети в определен­ный час сходились к обеду, они должны понимать: такой порядок необхо­дим, чтобы облегчить работу по приготовлению еды и уборке после обе­да, а главное, чтобы всей семьей собраться вместе, поделиться своими мыслями и чувствами. Если вы требуете, чтобы дети не оставляли не­доеденных кусков, то они должны понимать: это необходимо из уважения к труду родителей, на деньги которых покупаются продукты.

8. Держите дома двери открытыми.

Дети не должны чувствовать себя привязанными. Двери дома должны быть открыты и для друзей. Необходимо доверять детям, но они должны научиться свободе, ведь это совсем не просто. Надо помочь де­тям выработать чувство ответственности за свободный выбор поступков, товарищей. Если в семье добрые, уважительные отношения друг к другу, если родители не злоупотребляют запретами, а больше прибегают к де­ликатным советам и заинтересованным обсуждениям всех семейных и детских дел, то детям не понадобится ничего скрывать от родителей, и последние сумеют вовремя предостеречь их от необдуманных поступков.

9. Устраняйтесь в положенное время.

Конечно, грустно, когда дети покидают родное гнездо, но это не­обходимо для них. Не мешайте им в этом. Ведь одно из назначений семьи - выявить в каждом ребенке все лучшее, что в нем есть, раз­вить это и отдать на общее благо. Отделившись от родителей в само­стоятельную жизнь, дети начинают новый цикл жизни, для того чтобы она никогда не кончилась.

 

div.art-header-jpeg{background:urlhttps://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=976bed097b9487eac3e9e717c2e75c19&n=21} #art-page-background-gradient{background:urlhttps://im2-tub-ru.yandex.net/i?id=976bed097b9487eac3e9e717c2e75c19&n=21}